HTM - Путешествия в Киргизию, путешествия на Иссык-Куль, отдых на Иссык-Куль, отдых в Киргизии, экотуризм, экотуры, активным туризм, горный туризм.

HTM.RU

01.05.2014

Закончен! 8 человек достигло вершины. Свежие материалы в разделах сайта!

Восхождение на Эльбрус

Восхождение на Хан-Тенгри

Восхождение. Сложность: Высокая.
Внимание
  • There was a problem rendering your image gallery. Please make sure that the folder you are using in the Simple Image Gallery Pro plugin tags exists and contains valid image files. The plugin could not locate the folder: images/Travel/Elbrus_2014

У канатки собирается народ. Она закрывается – уже вечер, все хотят успеть, торопятся наверх, на 3800, на 4100, на «бочки», в приют, на скалы Пастухова, кто куда. Навстречу ночи, которая надвигается с каждой минутой.
   Люди разные. Есть и такие, как мы, туристы, со столитровыми рюкзаками, но в основном это люди в легких спортивных костюмах и кроссовках. Завтра стартует Red Fox Elbrus Race – ежегодное соревнование по скоростному восхождению на Эльбрус. Сюда съехались скайраннеры со всего мира. Весь год они бегали где-то там за облаками, крутили педали в барокамерах, чтобы сейчас побить рекорд в 3 часа 23 минуты.

Эльбрус - май 2014

– А вы откуда стартуете? – спрашиваем у двух наших попутчиков.
   – Мы - от «бочек». А есть и такие, которые – с самого низу. Но это вообще психи.
   Психов на Эльбрусе достаточно, поэтому каждый здесь при желании может убедить себя в собственной адекватности.
   Приятная женщина лет пятидесяти пяти, маленькая и сухая, интересуется нашими планами. Она тоже побежит завтра на вершину. Боится не успеть вернуться домой, чтобы принять участие в московском марш-броске. А потом – в питерском. Такой неудачный в нынешнем году график соревнований!
   ...В воздухе возбуждение, оно отвлекает от того, ради чего мы сюда пришли, не дает зависнуть, погрузиться во внутреннюю тишину, в которой мы были всего пару дней назад. Вагончик, покачиваясь, ползет наверх, и кажется, что все за его пределами – это немое черно-белое кино. Мы думаем о том, что завтра, закутанные в пуховики, преодолевая головокружение и тошноту, будем ползти к вершине, а мимо нас будут проноситься люди в кроссовках и лосинах. Но мы ошибались: больше участников гонки мы не видели.
   Впрочем, это будет завтра, а сегодня у нас еще акклиматизационный выход. Будем идти вверх до сумерек, а потом – бегом вниз, к Приюту на 4100. Дай бог повезет – найдем свободную бытовку. Надо еще натопить снег, приготовить ужин, вздремнуть пару часов на деревянных нарах – и на маршрут.
   …В десять часов утра мы стояли на Западной вершине. В начинающейся пурге мы отыскали ее не сразу. Это такой странный пупырь посреди огромного снежного плато – как показалось, метров пять высотой. На него все карабкаются, как зомби в фильмах ужасов, сползают вниз и снова карабкаются.
   На фотографиях не понятно, на вершине ли мы Эльбруса или на Полярном Урале. И мы ли это вообще. Все за пеленой, расчерченной горизонтальными белыми полосками. Никто не стоит в полный рост, а некоторые и вовсе не стоят. Началась пурга. Такая, когда столитровый рюкзак поднимается в воздух как гелиевый шарик. Когда втыкаешь ледоруб до середины рукоятки в снег и держишься за него двумя руками. Когда стекла очков покрываются льдом изнутри.
   Мы отошли уже метров сто от вершины, когда нам навстречу вышла группа:
   – Далеко до вершины? – едва расслышали мы сквозь вьюгу.
   – Валите отсюда! Быстро!
   Не знаю, последовали ли они нашему совету.
   Парня, который спускался за нами, сдуло ветром вниз со склона. Мы пристегнулись к перилам, а он – нет. Его нашли живым.
   В это время организаторы Elbrus Race снимали свои палатки с седловины и разворачивали участников забега с высоты 5200.
   …
   Несколько часов спустя, где-то на 4700 возле скал Пастухова, мы сидели на рюкзаках. Пурга закончилась, падал мелкий снег. Мы шли практически без привалов уже двенадцать часов.
   – Ну, ты чувствуешь удовлетворение? – спросил я у Олега. Он дважды пытался подняться на Эльбрус и оба раза неудачно.
   – Я вообще не понимаю, что произошло. Все было как в тумане: этот пупырь, на который все лезли… парень, который улетел вниз со склона… красные флажки, которые мы искали в пурге. А еще у меня ковер улетел. Прямо с вершины.
   Потом я задремал. Когда я открыл глаза, но перед ними не было ничего – ровная белая поверхность склона сливалась с таким же белым туманом. И в этот момент из этого молока прямо на меня выползает ратрак – такое чудище с гусеницами полтора метра шириной и бульдозерным щитом.
   …
   Девять дней до этого, 1 мая, мы приехали в поселок Эльбрус, откуда начинался наш поход. Через шесть дней мы должны были подняться на Восточную вершину Эльбруса. Прочерченная вертикальной полосой лавового потока, с подковой бокового кратера, она показалась нам в первый же день, когда мы шли вверх по ущелью Ирикчат, невероятному по своей красоте, между сосен и зарослей можжевельника, где далеко внизу бежит Ирик, а из-под земли бьют нарзановые источники.
   Потом сверкающая вершина вышла из-за туч вечером второго дня.
   Весь третий день она была перед нами на синем небе без единого облачка, когда мы поднимались на перевал Ирикчат, шли в связках через ледник и ставили лагерь уже на плече Эльбруса, выше первых скал Ачкерьякольского лавового потока.
   Она довела нас почти до штурмового лагеря, до 4500 м, торжественно открыла перед нами вид на весь Кавказский хребет и позволила сделать последние кадры, на которых видно что-то, помимо наших обледенелых физиономий.
   Следующие два дня мы сидели в палатках, терпя до последнего, прежде чем выйти в туалет, просовывая тарелки под юбки тамбуров, чтобы дежурный смог положить в них кашу. Когда стало ясно, что пурга не прекращается, мы пошли вниз, спустились в поселок, откуда переехали под Чегет.
   Восточную вершину мы так больше и не увидели. Впрочем, как и Западную, на которую в результате поднялись.

{gallery}Travel/Elbrus_2014{/gallery}

Форма связи

Следите за новостями

Подписка на новости

Не пропускайте новости и предложения!

О нас

Мы стремимся сделать туризм и альпинизм доступным и понятным для вас.

• Читайте наш FAQ, где мы ответили на самые частые вопросы